ISSN: 0024-1148 Лесоведение. 2010. № 4. С. 50-55
ВЛИЯНИЕ ЛЕСНОГО ПОЛОГА НА ПРИДОРОЖНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ |
ЛЫСИКОВ А.Б.1 1 Институт лесоведения РАН: 143030, Московская обл., с. Успенское, ул. Советская, 21 |
Поступила в редакцию: 2009-04-10
В лесных насаждениях, примыкающих к Московской кольцевой автодороге (МКАД), изучали химические свойства почвы в разных микрозонах березовых парцелл. Между микрозонами были установлены существенные различия по величине рН водной и солевой вытяжек из почвы и по содержанию поглощенного кальция. В приствольной микрозоне содержание валовых форм тяжелых металлов (Pb, Zn, Сu) в верхнем горизонте почвы в 1.2-1.5 раза превышало их содержание в подкроновой микрозоне. При удалении от автомагистрали, являющейся локальным источником загрязнения, параллельно с уменьшением общего содержания поллютантов в почве отмечали снижение межпарцеллярных различий по этим показателям. Показано, что различие химического состава верхнего горизонта ночвы в разных микрозонах парцелл, образованных крупными деревьями-эдификаторами, может послужить диагностическим критерием характера и интенсивности техногенного воздействия на лесной биогеоценоз со стороны автомагистрали. Разработка этих вопросов может способствовать решению задач мониторинга лесных биогеоценозов, подвергающихся влиянию антропогенных факторов.
- Ключевые слова: Автотранспортное загрязнение, лесная почва, придорожные леса, тяжелые металлы, парцеллярная неоднородность, эдификатор.